Так непросто первоклашке!
Ребёнок только-только пошёл в первый класс, а родители уже ожидают от него определённых успехов и, когда юному школяру не всё удаётся в полной мере, недовольные его успеваемостью мама с папой, нередко распекают ученика за «нерадивость». Что делать, если первоклашка не хочет делать сам уроки, не может справиться с задачей на два действия, пишет косо-криво, лишь бы живо, на что обратить внимание и как помочь ребёнку? Советы даёт практикующий психолог, доцент кафедры психологии Криворожского национального университета, кандидат психологических наук Елена Шестопалова.
Помогать маленькому ученику обязательно нужно – учиться в полной мере самостоятельно он не сможет ещё несколько лет, и всё это время его действиями в той или иной степени должны руководить взрослые. Но при этом важно и не перестараться, чтобы заложить основы учебной самостоятельности. А значит, родители должны соблюдать универсальный принцип: ребёнок должен делать сам то, что он уже может, и обязательно обращаться к взрослому, когда сам ещё не справляется.
Много «буков» в букваре
Наиболее трудные в любом новом деле – первые шаги. Что уж говорить об овладении письменной речью, включающей в себя два сложнейших психических процесса – чтение и письмо. На первых порах именно им надо уделить особое внимание, не забывая о том, что освоение этих навыков происходит постепенно.
Этапы обучения чтению, фактически, известны каждому родителю. Сначала ребёнок знакомится с отдельными знаками – буквами, усваивает их соответствие с определёнными звуками, потом осваивает операцию слияния букв сначала в склады, а затем и в слова и, наконец, переходит к чтению предложений. Овладение этой сложнейшей интеллектуальной деятельностью у каждого ребёнка проходит в своём индивидуальном темпе, и на каком-то этапе он может внезапно «застрять». Очень важно, чтобы родители проявляли при этом спокойствие, не торопили ребёнка, а позволили ему потоптаться на проблемной «ступеньке» этой науки, чтобы усвоить её полноценно. Как говорят, если долго мучиться, что-нибудь получится: если ребёнок психически здоров, в конечном итоге он пройдёт все стадии декодирования, распознавания и слияния знаков, и читать научится.
Кстати говоря, и родителей, и педагогов поначалу должна интересовать именно техника чтения. Точно так же при обучении игре на музыкальном инструменте, поначалу вырабатывают правильную постановку руки и пальцев, а потом уже добиваются выразительности в исполнении. Нет смысла требовать от юного ученика осмысленного понимания текста, пока он ещё не овладел техникой как таковой.
Стоит обратить внимание на следующий нюанс: при овладении чтением и письмом нередко возникают серьёзные трудности из-за двуязычия. Когда ребёнок учится письму, он пользуется тем языком, на котором мыслит, поэтому русскоговорящему малышу перестроится на украинский букварь совсем не просто. И то обстоятельство, что украинский и русский – родственные языки, ситуацию не облегчает. Для того чтобы иметь хороший словарный запас, легко декодировать речь и овладеть её грамматикой, надо быть носителем языка. Поэтому, если родители желают, чтобы ребёнок освоил родной украинский язык, на нём они и должны говорить с ребёнком в семье.
«Тонким почерком в тетрадь…»
Письма в школе много, от маленьких учеников требуют умения писать буковки как можно ровнее и быстрее, а за помарки и исправления, учителя, увы, нередко снижают оценки. Несмотря на то, что первоклашкам очень трудно исписать страницу в тетради без единого огреха, именно этого от них и требуют учителя, а вслед за ними родители.
Наша система образования фактически зиждется на умении быстро и много писать. Этот навык просто необходим студентам вузов, чтобы записывать лекции. А раз так, к старшим классам ученикам необходимо овладеть навыками безотрывного скоростного письма. Поэтому у детей с первых дней обучения начинают вырабатывать «правильный» почерк, к которому каждый конкретный учитель выставляет свои собственные требования, иногда забывая, что мы должны научить ребёнка писать не столько чисто и красиво, сколько разборчиво и грамотно.
Кстати говоря, далеко не во всех странах маленьких учеников стремятся приучить к каллиграфическому почерку. Например, в американских школах вообще нет понятия чистописание – там приняты тетради, в которых надо много вписывать, дети пишут карандашом и легко исправляют собственные ошибки. И так как в последнее время практически повсеместно используются компьютеры, в некоторых школах вообще отказываются от письма как такового с первого-второго класса. Сказать однозначно, хорошо это или плохо, невозможно. В западных школах развивают письменную речь несколько иначе: не уделяя большого внимания графическим навыкам школьников, там делают акцент на письменных работах как умении последовательно излагать свои мысли. И в этом есть здравое зерно, ведь неумение связно мыслить – более серьёзная проблема, чем плохой почерк.
«Помогите, я не понимаю!»
Есть дети, которые «хватают» всё на лету. Но бывает, что школьники, выполняя упражнение, так и не улавливают связи между этим заданием и каким-то правилом, а значит и не учатся применять его сознательно. Фактически, от такого упражнения нет никакого толка. Если так происходит, надо учить детей ясно осознавать, что он делает, и с какой целью, приучать рассматривать вопрос с разных точек зрения, задумываться над тем, как выполнить задание, а не «лепить» первый попавшийся ответ. В том числе объяснять, как анализировать задачи по математике, а при письме показывать, что выполнение определённого упражнения напрямую связано с конкретным правилом.
Вообще, в первых классах дети учатся учиться – умению, которого у шести- семилеток нет совсем. Умеющий учиться ребёнок, сталкиваясь с интеллектуальной или познавательной задачей, для решения которой ему не хватает определенных знаний, не уклонится от нее, не назовёт глупой и неинтересной, а будет искать способы решить. Однако с первоклассниками обычно бывает по-другому, ребёнок приходит к родителям и говорит: «Я не понимаю». Пришедшие ему на помощь мамы и папы пытаются выяснить, что же не ясно ребенку, а он, как правило, не может вразумительно ответить. Значит, ребёнка надо приучать к тому, чтобы он не только не стеснялся сказать взрослому о своем незнании, неумении, непонимании, но мог сформулировать причины своих трудностей.
Ох уж эти ошибки…
Когда человек чему-то учится, ошибок не избежать. От них не застрахован никто, и их не надо бояться. Даже если ошибок слишком много, это – не повод впадать в панику. Ребёнка надо учить находить свои ошибки и исправлять, то есть усвоить действия самоконтроля. Учитель в классе наверняка говорит, что завершив задание, необходимо выполнить его проверку, но это вовсе не означает, что ребёнок автоматически усваивает данный навык. А значит, задача родителей – сформировать привычку выполнять действия проверки. Ребёнка надо научить проверять разные типы заданий, делать на этом акцент и чаще тренироваться.
Научить проверять задачки по математике не так уж и сложно, так как для проверки каждого типа задач существуют чёткие алгоритмы. А вот поиск ошибок в тексте – дело более сложное. Кроме того, чем быстрее ребёнок начинает писать и читать, тем больше он склонен что-то переставлять, пропускать гласные и т.д., и совершенно не видеть эти ошибки. Есть определённые приёмы, с помощью которых ребёнка, который допускает много ошибок, можно научить проверять. Например, один из них – деление текста на части. После того, как текст переписан, надо предложить ребёнку самостоятельно разделить каждое слово, можно даже вертикальной карандашной чёрточкой на слоги, и проверять каждый слог по отдельности. Если он не видит ошибки, можно подсказать, в каком именно слове она сделана, ну и наконец, дать ему текст-образец, чтобы ребёнок сличил его с написанным.
Оценки и позитивный настрой
Мерилом выполненной учеником работы становятся оценки. И хотя сейчас первоклашкам и не ставят отметки в чистом виде, без оценивания в принципе учить детей невозможно, потому и появляются в тетрадях маленьких учеников записи «Молодец», «Хорошо» и «Можешь лучше». Им необходимы как похвала, так и указания на ошибки, недочеты и неточности.
Однако учитель оценивает работу по школьным нормам: в соответствии с количеством ошибок и помарок, а ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают не только его работу, а всю его личность: «Я – хороший» или «Я – плохой». Из оценок взрослых вырастает его самооценка, и очень важно, чтобы учитель в начальных классах разумно поощрял детей, и в то же время не «душил» беспощадно-объективной критикой. Если юного ученика постоянно недооценивать, у него сформируется ощущение собственной беспомощности. Причём страдать от гнетущего чувства неуспеха могут не только «двоечники», но и «хорошисты». Как могут на это повлиять родители?
Родители должны относиться к оценкам адекватно – хвалить за хороший результат, огорчаться невысокому, но и не драматизировать ситуацию. Балл за знания ребенок уже получил, и дома от родителей он ждет спокойной помощи, а не упрёков. К тому же отметка оценивает все труды ребенка «оптом». Но ведь не так уж трудно родителям отметить по отдельности и умение решить задачу определённого типа, и правильность вычислений, и грамотность записи, и скорость выполнения, и внешний вид работы и то, что ребенок сел за уроки вовремя, без напоминаний, а ещё заметить, что в этот раз что-то получилось лучше, чем в предыдущий? При таком подходе за любую работу можно одновременно пожурить и похвалить, и у ребенка не возникнет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
Более того, ребёнок каждый раз будет чувствовать себя в чём-то более знающим и умелым, учиться оценивать себя сам, понимать, какие трудности ему надо преодолеть в будущем. Так закладывается деловая мотивация учёбы, с которой ребёнок пройдёт все 10-11 лет в школе: «еще не знаю, но могу и хочу узнать». Хотя это не значит, что он непременно будет преуспевать во всем: красиво писать, ладить с другими детьми и не забывать сменную обувь. Так или иначе, к 11-му классу каждый придет со своим «багажом» знаний, и у каждого в дороге будет свой темп.
Автор статьи, журналист: Алина Доценко.
Интервьюируемая: кандидат психологических наук, практикующий психолог - Елена Шестопалова.