Наркомания
Вопрос психологу.
Наркомания – острая социальная проблема. Не зря мировое сообщество посвятило ей отдельный день в календаре – 26 июня отмечается Международный день борьбы против наркотиков. Не удивительно, что каждого заботливого родителя волнуют вопросы о причинах, побуждающих подростков попробовать наркотик и мерах, способных как уберечь ребенка от этой беды. Отвечает психолог – доцент кафедры психологии Криворожского национального университета, кандидат психологических наук Елена Шестопалова.
Наркомания – комплексная медицинская и психологическая проблема. Врачи, психотерапевты, психологи и педагоги по своему понимают сущность этого явления, поэтому различные теории освещают эту проблему по-разному. Тем не менее, если обобщить разные точки зрения на вопрос, можно условно выделить две категории причин, которые побуждают к приему наркотиков.
Во-первых, это внутренние психологические причины, не связанные с неблагоприятным воздействием широкого социального окружения. Речь идёт об эмоциональном неблагополучии ребенка, вызванном внутрисемейными факторами, такими как скрытое неприятие ребенка или хронические конфликты в семье. Подобные проблемы могут существовать в семье любого размера, независимо от её материального достатка. Бывает, что внешне семья выглядит вполне благополучной, а ребенок – чувствует себя отчужденным и непонятым. Это и становится причиной опасных экспериментов.
Не стоит забывать и о том, что существует определенная категория людей, которым необходимо особенно «остро» ощущать жизнь во всех её проявлениях. Почему образуется такая высокая потребность в экстремальных переживаниях, вопрос ещё более сложный. Но эти люди будут неизбежно экспериментировать и со своей жизнью, и со своим сознанием.
Во-вторых, большое значение имеет влияние общества. Пожалуй, социальные причины даже преобладают над семейными. Важнейшая социальная проблема нашего времени – значительное падение стандартов приемлемого поведения и отсутствие адекватной реакции на алкоголизацию со стороны всего общества.
Не могу не упомянуть рекламу спиртных напитков, которая прививает молодежи определенную модель поведения. Коммерческий интерес производителей пива привел к тому, что его уже давно не рассматривают как алкогольный напиток, а скорее, как продукт питания. Это нередко приводит к его постоянному и чрезмерному употреблению. Подростки без колебаний начинают пить пиво, и нередки случаи, когда «спиваются» незаметно для себя. Не менее коварны различные слабоалкогольные и энергетические напитки. Их действие далеко не безвредно, не зря наркоманы со стажем приспособились снимать ими «ломку». Всё это вместе создает определенный «фон», при котором первые пробы и эксперименты с наркотическими веществами могут проходить незамеченными.
Первичный стимул и мотивация экспериментов с алкоголем и другими психоактивными веществами может быть разной. Иногда это обычное любопытство, иногда – попытка продемонстрировать свою взрослость, ведь подростки воспринимают алкоголь как атрибут взрослой, «мужской культуры». Толчком может послужить желание быть принятым в определённую молодёжную группу, особенно разновозрастную... Поначалукомпании собираются, чтобы развлечься, «допинг» служит для поднятия настроения, снимает внутренние «зажимы». Но постепенно именно прием психоактивных веществ становится главной целью встреч компании.
Перед родителями стоит непростая задача уберечь ребенка от желания попробовать наркотик. Но и оградить подростка от влияния окружающего мира невозможно, да и нецелесообразно. Общение с разными людьми социально полезно, оно позволяет приобрести полезные навыки общения, в т.ч. научиться отстаивать свое мнение или отказывать, добиваться своего. Но существующая социальная среда часто предлагает подростку на выбор совершенно неприемлемые варианты поведения, описанные выше. И избежать влияния социального окружения бывает очень сложно.
«Запретный плод всегда сладок», поэтому простые запреты «улицы и компании»не помогут, ребенок начнёт хитрить и сражаться с контролёром-родителем. Значит, надо вырабатывать внутренние моральные регуляторы. Сказать это легче, чем выполнить. Так как изменить общество родителям не под силу, очень важно демонстрировать правильные образцы поведения в именно семье. Но нужно понимать, что нравоучения не помогут, если ребенок видит несоответствие между словами и реальным положением вещей, а дети всегда очень чутко улавливают разницу.
Лучшая профилактика – подлинная, но не слепая любовь: неподдельный интерес к внутреннему миру ребенка, создание благоприятного семейного «климата». Чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, родители должны быть ему социально доступны и интересны. К сожалению, очень часто личный контакт между родителями и детьми довольно слабый, формальный. Внимание уделяется только школьной успеваемости, а общение сводиться к системе контроля, проверок и критики. В результате подросток находит себе новую социальную «семью», и именно она влияет на его развитие.
Чтобы этого не случилось, нужно позволить ребенку чувствовать себя частью семьи. Однако родителя зачастую держат подростка в «коротких штанишках»: он не знает проблем семьи, случается, даже элементарно не помнит, где работают его родители. Но невозможно получить «прививку от наркотиков» и одновременно оставаться совершенно некомпетентным в бытовых и финансовых вопросах. Поэтому подростка необходимо приобщить к делам семьи, совместно обсуждать планы и проблемные моменты, например материальное положение, прививать самостоятельность. Часто родители всё это упускают, сетуя на нехватку времени. Но это лишь вопрос правильной расстановки приоритетов.
Когда же речь идет о том, что уже замечены признаки употребления наркотических веществ (например, изменение и обеднение интересов, необъяснимые колебания настроения, изменение веса и пищевых привычек подростка), то это повод для обращения к специалисту.
Автор статьи, журналист: Алина Доценко.
Интервьюируемая: кандидат психологических наук, практикующий психолог - Елена Шестопалова.