Готов ли к школе «первоклашка»?
Усиленной подготовкой детей к школе сейчас занимаются не только детские дошкольные учреждения, но и многочисленные центры развития, полки книжных магазинов ломятся от всевозможной развивающей литературы. Многие родители старательно «натаскивают» детей, чтобы к шести годам те умели считать, читать и писать. Не смотря на такое активное обучение дошкольников, проблема неготовности к школе не только не пропала, наоборот, – обострилась. Ситуацию прокомментировала психолог – доцент кафедры психологии Криворожского национального университета, кандидат психологических наук Елена Шестопалова.
Очень часто родители путают педагогическую подготовку ребёнка (т.е. наличие определённого багажа знаний, специальных умений и навыков) и его общую психологическую готовность к систематическому обучению в группе.
Конечно, важнейшей составляющей готовности к обучению в школе является его интеллектуальное развитие, но при этом имеется в виду не столько объём усвоенных ребёнком знаний, сколько развитость мышления: способность воспринимать инструкции взрослого, умение сравнивать, выделять существенное, находить сходства и отличия, рассуждать, анализировать и обобщать. Без этих навыков ребёнок не сможет успешно вести познавательную деятельность и, соответственно, хорошо учиться. Кроме того, будущий школьник должен достичь определённого уровня эмоциональной зрелости, при которой он сможет целенаправленно удерживать внимание и длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Не менее важна для уверенного освоения учебной программы и общая физиологическая зрелость организма ребёнка, так как школьная программа предполагает достаточно серьёзную нагрузку. Разница в развитии между шести- и семилетними детьми бывает очень заметной, потому и стоит до сих пор перед родителями дилемма – начать обучение ребёнка в шесть лет, как сейчас принято, или подождать ещё год, пока он повзрослеет?
Но есть ещё два важных момента, о которых родители обычно забывают. Один из них – это так называемая внутренняя позиция школьника, то есть мотивация к обучению. Ребёнок в 6-7 лет уже понимает, что учёба в школе, кроме новых знаний, приносит и более высокий социальный статус. Вполне обычно, что при этом звание школьника становиться символом взрослости, хорошие оценки воспринимаются так же, как зарплата за выполненную работу. Ребёнок будет стремиться перейти к оцениваемой деятельности, если родители ранее не создали негативный образ школы всевозможными запугиваниями.
Второй момент, который родители нередко недооценивают, – развитие социальных навыков, попросту говоря, способность ребёнка работать в детском коллективе, сотрудничать с другими людьми, в частности с учителем. Неумение соблюдать определённые правила поведения (например, поднять руку и дождаться, когда учитель спросит, прежде чем ответить на вопрос), может стать серьёзной помехой в обучении. Приучать детей выполнять эти школьные правила начинают еще в детском саду. Кроме того, ребёнок должен уметь строить отношения со сверстниками – познакомиться, затеять игру, потому что в школе кроме уроков есть ещё и перемены.
Исходя из всего вышеперечисленного родителям, чьи дети в обозримом будущем должны отправиться в школу, можно дать несколько практических советов. Прежде всего, не стоит гнаться за какими-то отдельными элементами подготовки самовольно обучать дошкольника программе первого класса, опытные учителя это сделают гораздо лучше, да и первоклашке, который сильно превосходят одноклассников в знаниях, в обычном классе будет просто скучно, что тоже не пойдёт ему на пользу.
Вовсе не обязательно мучить ребёнка прописями для развития тонких движений руки. Замечательно развивают мелкую моторику пальцев такие занятия, как аккуратное раскрашивание узоров, лепка из пластилина или глины, вырезание по контуру, некоторые дети с удовольствием занимаются бисероплетением. Всё это не утомительно для ребенка и гораздо интереснее монотонного и нудного выписывания палочек и крючочков.
Оценить, насколько хорошо и правильно ребёнок продвигается по интеллектуальным «ступенькам», можно по его вопросам. Ответить ребёнку доступно, образно, но в то же время точно – большое искусство. Крайне важно не отмахиваться от почемучки, вести с ним познавательные разговоры, такой опыт ему обязательно пригодится во время обучения в школе, станет подготовкой к познавательному общению с учителем. Если подобные вопросы появляются у ребёнка редко, родителям стоит срочно пересмотреть стиль общения в семье. Сейчас существует масса литературы, которая помогает строить с детьми познавательное общение.
Некоторые родители ошибочно полагают, что разучивание стихотворений – это идеальный способ развивать память. На самом деле, подобное механическое запоминание не так уж и полезно. Гораздо важнее научить будущего школьника «работать с текстом», т.е. использовать произвольную, словесно-логическую память. Для этого любой прочтенный текст сначала придётся осмыслить. Кстати, читать ребёнку вслух надо достаточно долго, может быть до второго-третьего класса, потому что его скорость чтения первое время будет отнюдь не достаточной, чтобы он сохранял интерес к хорошей книге.
Особое внимание надо уделить развитию навыков общения. Стоит понаблюдать за ребёнком во время спонтанной игры на детской площадке: насколько он инициативен, умеет знакомиться, способен ждать своей очереди, как ладит с другими детьми и отстаивает свое мнение, не слишком ли робок или агрессивен. Проблемные моменты во взаимоотношениях надо отслеживать и прорабатывать, если требуется – обращаться к специалистам.
Автор статьи, журналист: Алина Доценко.
Интервьюируемая: кандидат психологических наук, практикующий психолог - Елена Шестопалова.