Что такое проблемная семья? Мифы и реальность.
В сознании многих людей при словах проблемная семья возникают картины родителей алкоголиков или наркоманов, часто при этом в группу неблагополучных автоматически причисляют неполные семьи. Без сомнения родители, больные хроническим алкоголизмом, создают в семье атмосферу неуверенности, жизни «как на вулкане». У детей и здоровых членов семьи возникает сверхинтуиция относительно поведения алкоголика, по неуловимым приметам члены семьи догадываются, когда состоится очередная «незапланированная» попойка. Про это написано горы статей и серьезных научных книг.
Не менее сложно воспитывать ребенка одному родителю - чаще матери, реже отцу. Но здесь уже гораздо больше мифологии, чем реальности. На самом деле такие семьи бывают достаточно стабильны и благополучны, изменения его состава (появление отчима, мачехи) переживается детьми довольно болезненно.
Под мудреным термином «дисфункциональная» или проблемная семья все же понимается семья, не выполняющая основных функций, прежде всего эмоциональной поддержки, создание защищенности для маленьких и взрослых членов семьи. Такая семья внешне может иметь какой угодно состав - например состоять из 3 поколений. Главная проблема такой семьи внутри, в отношениях людей, их семейных правилах. Признаками таких семей является постоянные острые конфликтные ситуации, грубые неуважительные отношения супругов друг к другу, эмоциональный разрыв отношений между родителями, их непоследовательность в воспитании.
К Юнг говорил про отражение проблем родителей в личности ребенка. В результате этого у детей снижается самооценка, появляются такие черты, как неуверенность, пассивность, а также мелкие правонарушения, домашние кражи, самовольное оставление учебы, грубость, жестокость, пренебрежение к школе, учителям, к окружающим, эгоизм, отсутствие трудовых навыков, увлечение крайностями моды (татуировки, пирсинг, чрезмерное использование косметики). Складывается паразитическое отношение к труду, деньгам, возникают иждивенческие настроения.
Представленное нами исследование свидетельствует о том, что: агрессивность, депрессивность, неуверенность, тревожность выше при отрицательно образе отца или матери независимо от пола ребенка , хотя и существуют различия в показателях у девушек и юношей.
Крайней формой проблемной семьи является систематическое жестокое обращение в ребенком, часто весьма замаскированное. Мифом является представление о том что подобные явления встречаются в семьях, где есть пьющие, социально неблагополучные взрослые . На самом деле это встречается во всех слоях общества и мало зависит от достатка семьи.
Такая семья воспитывает для общества потенциального агрессора или жертву, человека который считает нормой унижение других, а при необходимости и избиение. Удар который наносит систематический страх ребенка перед жестоким обращением, приносит плоды в виде внутреннего одиночества, изолированности, страха перед будущем, уверенность в том, что он (ребенок) ничего не может изменить. Парадоксом является тот факт, что сексуальные злоупотребления над ребенком иногда приводят к тому , что ребенок начинает верить в то, что насильник и вправду любит его, ребенок может даже покрывать его. Все это было бы невозможным при нормальном контакте с родителями. Иногда у благополучных членов семьи возникают подозрения относительно того, не подвергался ли ребенок развратным действиям или насилию со стороны каких- то членов семьи. Особенно, если ребенок мал. Такими признаками для детей в возрасте до 3-х лет является постоянный страх перед кем- то из взрослых, страх перед физическим контактом (например, когда кто хочет поиграть или взять ребенка на руки), постоянная настороженность, нарушения сна, склонности к сексуальным играм, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности к постоянной грусти и пассивности. Ребенок может вздрагивать когда открываются двери и кто- то входит.
У детей 3-6 лет наблюдается пассивная реакция на боль, боязливость, беспомощность, склонности ко лжи, грубым выходкам, поджогам, жестокость по отношению к животным. Такой ребенок может грызть ногти, сосать пальцы, появляется энурез. Стремление поступать наперекор соединяется с угодливостью (ребенок буквально липнет к взрослому). Может появиться навязчивая мастурбация, причем это не говорит о только сексуальном характере насилия. Скорее для ребенка это своеобразная форма ухода от реальности и самоуспокоения.
Все же это крайние варианты. Гораздо распространены скрытые формы отвергания ребенка, когда он подсознательно догадывается, что его не любят, в чем- то он мешает жизненным планам родителей.
Жизненной катастрофой, крайней форма протеста ребенка является побег из семьи. Он может принимать форму систематического кратковременного отсутствия или выступать в форме длительного «путешествия» ребенка. С психологической точки зрения уход – это возврат к ранним формам реагирования. Так для малыша «уход» - это отказ общаться, есть, для подростка - побег. Раньше считалось . что дети до 6 лет практически не бегут из семьи, не бегут и дети из сельских семей. К сожалению это уже миф. Только небольшая часть детей- беглецов бегут из воспитательных учреждений, в основном это семьи, часто внешне благополучные. Какими бы причинами не был вызван побег (невыносимые условия для ребенка, желание «припугнуть» родителей или любознательность), подобная реакция очень тревожный сигнал для семьи. Самое опасное то, что это реакция закрепляется как форма поведения.
И во взрослом состоянии есть люди «перекати - поле».Поначалу ребенок находится в эйфорическом состоянии «Я свободен, я сделал это». В этом состоянии он способен прошагать десятка три километров к селу, где проживает бабушка, с целью укрыться у друзей. Но к сожаление это эйфорическое состояния играет с ребенком злую шутку и он может стать легкой добычей для преступлений. Запомнился примечательный факт, когда девушку- подростка пытались вывезти как «сексуальную рабыню». Однако именно то, что она выросла в благополучной психологически семье очевидно, и объясняет ее настойчивость, изобретательность, волю, с помощью которых она смогла убежать. Бывалые оперативники говорили, что такое героическое поведение свойственно далеко не всем.
Целью семейного консультирования должно быть решение тех проблем, с которыми семьи пришли к психологу, а также реорганизация семейных отношений, вследствие чего семья в целом и ее члены в отдельности смогут удовлетворять потребности в позитивных изменениях.
Первый контакт с семьей может дать информацию о том, как ребенок или подросток ведет себя в семье, кто из членов семьи больше всего обеспокоен его поведением и какие изменения могут произойти у членов семьи, если поведение подростка вдруг станет упорядоченным.
Основными принципами работы семейного психолога есть:
1) принятие проблемной семьи такой, какой она есть;
2) использование на протяжении всего курса положительного подкрепления и выявления позитивных сторон личности;
3) работа с подростком в ролевой позиции «Взрослый-Взрослый», вступление в контакт с подростками через свойственные им способы общения – речь, мимику, жесты;
4) работу в системе правил подростка, учитывая его личностные особенности.
Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые проговариваются как: «Я хочу», а не «хотел бы». Проблемы лучше определять и формулировать в понятных для детей и подростков понятиях. Важно конкретизировать имеющуюся проблему, например: «Я хочу уладить конфликт с одноклассниками и подружиться с ними». Можно предложить найти альтернативы для преодоления своей проблемы с выписыванием всех идей на листе бумаги. Затем обсуждение вариантов вместе со всеми членами семьи и выбор наиболее интересных вариантов. Если удалось справиться с проблемой, то для закрепления успеха следует проанализировать, что этому способствовало. Большое значение придается выполнению домашнего занятия: выполняются конкретные упражнения с целью эмоционального и поведенческого тренинга. В качестве домашнего задания предлагается провести всем членам семьи день вежливости, день главы семьи, день выполнения правил поведения. Цель занятий – переструктурирование негативных правил в позитивные. Главной мишенью психокоррекции становится стереотипов мешающие взаимопониманию, а также реальные формы взаимодействия в семье.
Тактика психолога на психокоррекционных занятиях достаточно активна, однако его роль не в интерпретации и ни в коем случае не в оценках, порицаниях или советах, а, прежде всего, в убедительном изложении психологических особенностей характера проблемных детей и подростков, обучении проведению конструктивных дискуссий.
Таким образом, своевременная психокоррекционная работа с детьми и подростками из проблемных семей позволяет снизить уровень невротических и поведенческих расстройств, сбалансировать родительско -детские взаимоотношения и в конечном счете способствует оздоровлению климата в семье.
Автор: практикующий психолог Шестопалова Елена .