Непридуманные истории из практики - История об одиноком Жирафике
В практике любого психотерапевта бывают клиенты и их истории, которые запоминаются надолго даже в потоке работы.
Эта история о девятилетней девочке Алене, которую привел в детское отделение ее папа – совершенно отчаявшийся молодой мужчина с жалобами на «неадекватное» поведение дочери, из-за чего пострадали и супружеские отношения.
Кратко история была такой: через несколько лет после рождения Алены ее мама ушла из семьи. Девочку воспитывал папа. Спустя время он женился. В новой семье родители пытались создать условия для детей – новая мама даже интересовалась детской психологией.
Родная же мама тем временем «случайно нашлась» - ее встретила девочка на улице. Оказалось, у нее уже другая семья и новый ребенок. Нет, она не скрывалась от своей дочки. И даже обещала навестить – но никогда не выполняла своих обещаний.
Тем временем у Алены появились «непонятные» поступки: она могла наговаривать на родителей, не приходить домой, провоцировать дома ссоры, демонстрировать недовольство. В это оказались вовлечены все члены семьи, и когда собственных ресурсов не хватило, семья распалась.
При этом в школе Алена оставалась хорошей ученицей, и никаких нареканий учителей на ее поведение не было.
Работу с девочкой мы начали с сеансов песочной терапии (удивительный метод, позволяющий быстро установить контакт с ребенком на его языке).
Я хорошо помню сессию, позволившую понять картину переживаний ребенка и причины ее «неадекватного» поведения.
В сюжете ее песочного мира и рассказанной о нем истории был зоопарк, где собраны разные животные. Есть там и заботливые люди (охранник и кормилица). Но маленького Жирафа это не радует, ведь он очень тоскует по своей родине (крохотному пустынному островку в углу песочницы), откуда, как он считает, его забрали служители зоопарка. Его не радуют забота и уход.
Я предложила Алене представить, что сделал бы Жираф, если бы был свободен. Девочка взяла фигурку, перенесла ее на остров, и через какое-то время вернула обратно. С облегчением она произнесла: «Жирафик понял, что там пусто и ничего нет». Отношение к жителям и персоналу зоопарка изменилось. Жирафик захотел общаться и играть с ними.
Думаю, за этой историей даже неспециалист увидит и почувствует и ощущение детского одиночества даже в комфортных условиях новой семьи, и тоску по своей «непутевой» матери, и детское свое понимание произошедшего – «это они забрали меня у мамы» (это легче перенести, чем осознать свою ненужность родной матери), и связанную с этим обиду и злость, в общем-то, на родную мать, но перенесенную (не сознательно, конечно) на других, более доступных людей.
… После этой сессии я ждала родителей Алены, зная, что этой семье можно помочь.
Но отец так и не пришел. Не забирая дочь из отделения, он оформил документы в государственное учреждение. Видимо, избавиться от проблемы было для него легче, чем ее решать. Даже если эта проблема – родная дочь.
… Моя работа с детьми не может быть успешной без участия семьи. Иногда приходится становиться переводчиком с детского языка (который мы все когда-то знали, но забыли) и помогать вспомнить этот язык взрослым. Иногда давать поддержку родителям (особенно это касается семей, где тяжело болеет ребенок). Иногда помогать решить собственные личностные проблемы мамы или папы (и состояние ребенка при этом будто само по себе улучшается). Иногда налаживать супружеские отношения (при нарушении которых ребенок часто бывает «громоотводом », а его телесные или психологические нарушения являются симптомом семейного неблагополучия). Но происходит это в тех случаях, когда родители искренне заинтересованы в этих изменениях.
Автор истории: психотерапевт Князева Лилия.